On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Rigabor



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.04 04:08. Заголовок: Что Вы прочитали сегодня? (продолжение)


Здесь соответсвенно делимся свежими впечатлениями от прочитанного.

Спасибо: 0 
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Д.Д.
buscador




Пост N: 16471
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Пустыня N
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.17 11:52. Заголовок: Гостья пишет: А поч..


Гостья пишет:

 цитата:
А почему имеют большую политическую силу, раз их немного?

Из-за дружно-огранизованного голосования (раввин сказал: и все, строем, идут на участки голосовать за ту партию, которую назвал раввин) у религиозных партий стабильно неплохое представительство в парламенте (сейчас 7 мандатов у сефардов и 6 у ашкеназов). Религиозные фракции удобно иметь в правительственной коалиции - их не очень волнует идеология, а денег на "подкуп" у правительства обычно хватает. Тот недолгий период когда в правительстве не было ни одной религиозной партии (а была антирелигиозная) ортодоксы вспоминают с содроганием и стараются больше такого не допустить.

Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13930
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.17 12:07. Заголовок: Спасибо, Дима! Скаж..


Спасибо, Дима!

Скажите, пожалуйста, ну примерно, приблизительно, сколько их, процентов 10 населения? В Кнессете 120 мест, из них 13 принадлежат религиозным...

Спасибо: 0 
Профиль
Д.Д.
buscador




Пост N: 16473
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Пустыня N
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.17 12:45. Заголовок: Гостья пишет: проце..


Гостья пишет:

 цитата:
процентов 10 населения

Приблизительно.. Разные специалисты называют разные цифры, кто 6%, кто 9...

Гостья пишет:

 цитата:
религиозным

Ортодоксам!
Кроме них еще есть религиозные сионисты (те самые, с которыми либералам не о чем говорить ). Их больше, но они и разделены на большее число партий.

Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13931
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.17 13:06. Заголовок: Д.Д. пишет: религио..


Д.Д. пишет:

 цитата:
религиозные сионисты (те самые, с которыми либералам не о чем говорить



Кто это, чем отличаются и почему не о чем говорить?

Спасибо: 0 
Профиль
Д.Д.
buscador




Пост N: 16474
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Пустыня N
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.17 13:31. Заголовок: Религиозные сионисты..


Религиозные сионисты это... гм... верующие, соблюдающие религиозные традиции ,но они служат в армии, работают, в общем ,включены в жизнь страны. Идеологически занимают крайне правые (в рамках закона) позиции.

Гостья пишет:

 цитата:
почему не о чем говорить?

А это любимая газета Алекса недавно напечатала статью, в которой сказано, что религиозные сионисты хуже Хизболлы (потому что боевика Хизболлы можно убить ,а религиозного сиониста нельзя хотя и хочется) и настоящим либералам с ними не о чем говорить, у них нету ничего общего и вообще.
Скандал был...

Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13932
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.17 13:53. Заголовок: Спасибо, Дима! А св..


Спасибо, Дима!

А свободные газеты поэтому и свободные, потому что публикуют разные мнения. В отличии от несвободных, где все следуют линию Партии и публикуют только правильные факты и размышления.

Спасибо: 0 
Профиль
Alex
постоянный участник




Пост N: 395
Зарегистрирован: 26.04.15
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.17 15:19. Заголовок: Ани, это тема очень ..


Ани, это тема очень обширная, в которой, к тому же, трудно разобраться человеку со стороны.

Все это идет корнями в еврейскую традицию жизни в изгнании. До какого-то момента, начала 19 века, жившие в Европе евреи-ашкеназы (я про них расскажу, ибо израильские структуры выросли именно оттуда, а не из стран Северной Африки, где жили сефардские общины, и у них нектороые ключевые моменты были другими) все поголовно были религиозными, собственно это было неотъемлемой частью еврейского самосознания. Даже само понятие "еврей" на иврите - "иехуди", уже содержит в себе обозначение того, что носитель этого звания исповедует иудаизм (яхадут). Т.е название национальности и религиозная принадлежность это одное и тоже. И всегда, кроме "просто" людей религиозных, у ашкеназов сохранялась традиция лучших учеников (мальчиков, конечно) отправлять в ешивы. Там эти ешиботники, отборные из отборных, небольшое количество, всю жизнь учили Тору, и их содержала община. Все было построено, если максимально упростить модель, на том, что подавляющее большинство евреев работало (ну, мужики, конечно, в основном - патриархат тогда еще никто не отменил) и они, как люди верующие, были готовы без вопросов содержать небольшое (большое бы просто не потянули) количество людей, которые постоянным изучением Торы сохраняли ее как цементирующий материал, который был единственным, объединявшим евреев, живших в разных странах и на разных континентах.

Потом началась Аскала (http://www.eleven.co.il/article/11073) , и эта модель стала меняться, весь образ жизни евреев стал меняться, но все равно сохранялись ешивы, где самые способные мальчики продолжали учить Тору. Со временем множество евреев отошли от религии и (я не беру в расчет перешедших в христианство, их в количественном исчисленни было довольно мало), пошли во всякие революционные движения, поехали учиться наукам, некоторая, небольшая часть, увлеклась сионизмом. И уже в самом ядре возникновения сионизма крылась структурная проблема, или скорее дилемма. Активные сионисты были люди сплошь светские, даже анти-религиозные. Хасиды-ешиботники видели еврейскую судьбу лишь в молитве и приближении прихода Мессии ее посредством. Сионисты же не удовлетворялись молитвами, и стремились к активным действиям для построения еврейского национального дома. А строить они его хотели только в Эрец-Исраэль (сторонники других возможных локаций не играли существенной роли в сионистском движении), а Эрец-Исраэль ведь напрямую привязан к религиозной традиции - Тора, Танах, Первый Храм, Второй Храм, его разрушение, изгнание и т.д. Евреи всю свою историю молились в направлении Иерусалима, именно туда придет Мессия, и оттуда начнется восставание из мертвых..
Т.е. стремиться именно в Эрец-Исраэль для светских сионистов было очень естественно и органично. Фактически они взяли религиозный дискурс, привязали его к своим целям, и хотя начали строить принципиально светское общество, все время на фоне маячил религиозный вопрос - ведь самое стремление строить еврейский дом именно тут, а не в Аргентине, не в Уганде, базировалось на иудейской вере. Со временеме появились религиозные сионисты - людеи, которые в принципе были религиозные, соблюдали традиции, но и отвергли пассивность хасидов, и активно включились в сионисткий проект. Таких в Израиле стали называть ортодоксами, и их различают по вязанным ермолкам, а хасидов стали называть ультраортодоксами, и они перевезли в жаркий Израиль принятую в их кругах еще из холодных Польши и России одежду - черные костюмы, здоровенные шапки - штреймелы, плащи. Собственно, хасидские общины приехали в Израиль не по велению сердца, а как следствие Катастрофы, которая изрядно проредила и их ряды.

И вначале их было мало, ведь это были самые отборные из отборных, но Бен-Гурион, когда закладывались основы уже государства, а не только ишува, уже тогда пошел им навстречу, хотя и был совершенно светский человек, как и все тогдашнее руководство еврейского ишува. Он установил правила так называемого статус-кво отношения государства и религии. Ультраортодоксы, учившиеся в ешивах, освобождались от службы в армии (тогда шла речь где-то о 800 таких освобожденцев), они получили "на откуп" всю тему браков и похорон, государственное финансирование ортодоксальных структур, во всех крупных населенных пунктах, кроме "смешанной" Хайфы, в субботу не ходит общественный транспорт, магазины в субботу по умолчанию не работают и т.д. Все это было сделано, предполагаю, именно из-за того, что религиозная подоплека сионистского движения ощущалась даже самыми завзятыми атеистами, которые составляли ядро руководатва сионистского движения. К тому же, не считая активистов, в общей массе многие евреи все же остались в какой-то степени склонны к религии, в которой часто видят неотъемлемую традицию, ведь все несколько поколений назад все евреи поголовно верили в Бога, а такие вещи быстро не препарируются из подсознания.

Так это началось.

А потом демография сделала свою работу - огромная, по сравнению со светскими семьями рождаемость, увеличила число ультраортодоксов. Появились ультраортодоксы-сефарды. Вместе с большой дисциплиной в хождении на выборы и дружным голосованием за правильные партии, это способствовало увеличению политической силы, и сейчас очень трудно сформировать правительство без ультраортодоксальных партий.

Там еще много есть заморочек, все это изрядно сложно, множество нюансов, процессов, специфики, Без того, чтобы во все это вдаваться, я надеюсь, что смог немного прояснить, почему в Израиле, где вроде как огромная масса людей не слишком религиозна, так сильны религиозные законы и религиозные партии.


Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13933
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.17 09:34. Заголовок: Алекс, огромное спас..


Алекс, огромное спасибо! Очень интересно и полезно!

Даю себе отчет, что не могу задать вопрос: а нельзя ли чуть-чуть уменьшить права ультраортодоксов, заставить их время от времени работать, отобрать право на браки и похороны (кстати, теперь в Израиле есть группы "похоронников", которые приходят в дом, моют и одевают покойника и т.д.?). Потому что Катастрофа и много чего еще...

Сефардским евреям, особенно тех, кто пришел жить в Османскую империю, повезло больше, чем ашкеназам. Власти относились терпимо к евреям, местное население тоже, поскольку было так разнородно и так перемешано. Традиция толерантности к чужим продолжила существовать и после распада империи.

После конца Второй мировой войны подавляющее большинство болгарских евреев уехало в Израиль. В 45-ом здесь жили около 50 тысяч евреев (кажется, Болгария была единственной европейской страной, где количество евреев во время войны увеличилось). Нетрудно понять желание уехавших жить в собственном государстве - да, они уцелели во время войны, но действовал фашистский Закон о защите нации, и они хлебнули немало горечи.

Здесь остались только убежденные коммунисты (а коммунистов в Болгарии и во время войны, и сразу после нее, было незначительное количество). Понятно, почему наши евреи нерелигиозны - их так воспитали. Один мой друг рассказывал о своем дедушке, который ел только кошерное мясо. После войны единственный кошерный мясник уехал, и пожилой человек не ел мяса до своей смерти.

Спасибо: 0 
Профиль
Д.Д.
buscador




Пост N: 16478
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Пустыня N
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.17 10:38. Заголовок: Гостья пишет: а нел..


Гостья пишет:

 цитата:
а нельзя ли

Нельзя. Они сопротивляются. ("- Я поймал медведя! - Почему ты не ведешь его домой? - Он меня не пускает!..")

Вот прямо сейчас возник очередной коалиционный кризис из-за решения Верховного суда разрешить Тель-Авиву работу магазинов в шаббат. Ортодоксы и религиозные сионисты встали стеной, так сказать в едином порыве. И думаю, что они своего добьются. Так или иначе.

Вообще же, изменения происходят, но ооочень медленно.

Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13934
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.17 11:40. Заголовок: Понимаю, Дима. Спаси..


Понимаю, Дима. Спасибо.

А есть ли в Израиле группы "похоронников"?

Спасибо: 0 
Профиль
Д.Д.
buscador




Пост N: 16479
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Пустыня N
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.17 11:50. Заголовок: Гм... Вероятно имеет..


Гм... Вероятно имеется ввиду "Хеврат кадиша".
Вот что о них написано на сайте Социальной службы


 цитата:

Похоронное общество обязано оказывать бесплатно следующие услуги:

Предоставление места захоронения – согласно порядку захоронения, установленному похоронным обществом.
Подготовка тела покойного к захоронению, в том числе омовение тела и одеяние его в обычные погребальные одежды
Предоставление участка захоронения – согласно порядку захоронения, установленному похоронным обществом.
Услуги, предоставляемые во время похорон – с участием кантора и похоронной бригады (включающей не менее двух человек).
Перевозка тела на место захоронения производится следующим образом:
c места кончины на место захоронения, если оба они находятся на территории местного органа власти, где работает это похоронное общество
или
из больницы, даже если она находится за пределами территории местного органа власти, где работает это похоронное общество, при условии, что эта больница предоставляет медицинское обслуживание жителям территории, находящейся в юрисдикции местного органа, где проживал покойный.



Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13937
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.17 13:04. Заголовок: Спасибо, Дима! Именн..


Спасибо, Дима! Именно их имела ввиду.

Спасибо: 0 
Профиль
Alex
постоянный участник




Пост N: 396
Зарегистрирован: 26.04.15
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.17 13:47. Заголовок: Гостья пишет: Даю с..


Гостья пишет:

 цитата:
Даю себе отчет, что не могу задать вопрос: а нельзя ли чуть-чуть уменьшить права ультраортодоксов, заставить их время от времени работать, отобрать право на браки и похороны (кстати, теперь в Израиле есть группы "похоронников", которые приходят в дом, моют и одевают покойника и т.д.?). Потому что Катастрофа и много чего еще...



Многие из них работают, но в этом вопросе есть загвоздка под названием "отсрочка от службы в армии". Если ультраортодокс получает отсрочку от службы в армии по причине учебы в ешиве, он до возраста 40 с чем то лет не может официально работать, и жить должен только на стипендии от ешивы, пособие по прожиточному минимуму и на всякие другие воспомоществования. Ибо считается, что в ешиве они учатся на полную ставку. Если по какой-то причине ешиботник хочет прервать учебу, и он не достиг возраста полного освобождения от армии - он должет идти в армию.

Эта вот ситуация породила идиотское положение, при котором в ешивах томятся куча народа, которые или работают по черному, часто являясь ешиботниками только на бумаге, или просто влачат существование на пособие, лишь бы не покинуть эти рамки из-за страха оказаться в армии. В прошлом правительстве, понимая, что как-то эту ситуацию надо разрешать, приняли закон, сильно облегчающий службу ультраортодоксов. Насколько я помню, они могут получить отсрочку до возраста 21-22 года и потом призваться на укороченный срок. Прикол в том, что подавляющее большинство ешиботников в этом возрасте уже являются отцами семейств с как минимумом одним ребенком. А таких армия в боевые части не призывает, и платит им неплохую (относительно) зарплату. А потом отслуживший может работать как обычный гражданин, без всяких ограничений.
Еще правительство установило некую квоту для ешив, в плане того, сколько они могут держать максимум учеников на полную ставку, и таковые будут продолжать получать полное освобождение от армии, как в прошлом, включая запрет на работу.

По большому счету, равинам этот закон не понравился, ибо он ослабил зависимость многих ультраортодоксов от ешив и их духовных руководителей. К тому же, раввины страшно боятся того, что если ультраортодокс попадает в армию, он становится менее ревностным их поклонником, больше открывается внешнему миру, о всеми его искусами и новинками. Именно поэтому раввинский ультраортодоксальный мейнстрим ведет войну против ультраортодоксальных подразделений, которые несколько лет назад появились в армии. Среди ультраортодоксов всегда были немногие желающие послужить, и армия создала специальные батальйоны, которые базируются на своих отдельных базах. Там нет девушек-солдаток, вся пища суперкошерная, в субботу они стараются исполнять воинские обязанности по самому минимуму, и не нарушать субботние запреты в том, что не касается непосредственно службы. Если солдат, служащий в таком подразделении, зайдет в форме, скажем, в иерусалимский ультраортодоксальный квартал Меа-Шеарим, его могут и побить, закидать камнями, оскорблять Бывали неоднократные инциденты.

Все потому, что ультраортодоксальный мейнстрим видит в службе в армии дело даже вредное, ибо оно мешает служению богу, и портит паству.

В общем, сейчас идет нешуточная борьба вокруг этой тему. Есть бескомпромисные ультраортодоксы, которые Израиль вообще не признают, и всячески стараются не сотрудничать с официальные органами, и тем более они не хотят, чтобы их брали в армию, не важно по какому закону, даже по самому облегченному. Они сейчас периодически устраивают бурные демонстрации, пытаются перекрывать важные трассы и т.д.

Но в принципе процесс движется, ибо есть немало ультраортодоксов, которые заинтересованы в его продвижении. Они не против отслужить по облегченному варианту, и дальше жить как им хочется, делать карьеру, зарабатывать деньги, и не быть привязанным к ешивам и жить на пособия. Как ни крути, а на них сильно не нашикуешь, особенное если учесть, что в средней ультраортодоксальной семье имеются 5-6 детей. Их община, конечно, проявляет чудеса взаимпомощи, и демонстрирует способность выживать на мелкие деньги, что во многом обеспечивается тем, что дети воспитываются в неприхотливой атмосфере, и им прививают идеологию первенства духовной сферы (как они ее видят) над материальной. Ну и из государственной казны они умеют целевым образом прокачать финансы, особенно на нужды детского образования, что позволяет, например, устраивать бесплатную, или минимальной цены продленку с бесплатными обедами в ультрарелигиозных школах, при этом в обычных школах за такое удовольствие родители платят кучу денег из своего кармана.

Но..... слишком уж мир вокруг манит большими возможностями, которые стоят денег, и многие ультраортодоксы уже не хотят жить скромненько, но чистенько. А раввинов это не устраивает, они хотят как по старому, когда паства ходит строем и не засматривается на внешний мир, и поэтому процессы, происходящие в общине, чреваты большими расколами и потрясениями.

Про какие-то изменения в пользу снижения религиозного диктата речь сейчас не идет. Наоборот, давление идет все больше и больше. То, что в Тель-Авиве вроде как удается отстоять откытые в субботу магазины, это скорее исключение. которое лишь подтверждает правило.



Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13938
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.17 09:29. Заголовок: Большое спасибо, Але..


Большое спасибо, Алекс, за столь подробное объяснение!

Спасибо: 0 
Профиль
Alex
постоянный участник




Пост N: 397
Зарегистрирован: 26.04.15
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.17 10:10. Заголовок: Спасибо, Ани! :sm24..


Спасибо, Ани!

Гостья пишет:

 цитата:
Здесь остались только убежденные коммунисты (а коммунистов в Болгарии и во время войны, и сразу после нее, было незначительное количество). Понятно, почему наши евреи нерелигиозны - их так воспитали. Один мой друг рассказывал о своем дедушке, который ел только кошерное мясо. После войны единственный кошерный мясник уехал, и пожилой человек не ел мяса до своей смерти.



В этом плане болгарские евреи напоминали советских. Я не беру сейчас евреев, живших более-менее общинным образом на национальных окраинах советской империи, таких как бухарские, кавказские, грузинские евреи. У них там религиозно-национальное самозонание было дoвольно сильным, хотя эмансипация проникала, конечно, и в их ряды.

А основная масса евреев, живших в европейской части СССР, стали атеистами, как подавляющее большинство их окружения других национальностей. Про национальный момент им не давали забыть, в плохом смысле, как на бытовом уровне, так и на государственном. Да и евреи сами, в большинстве своем, помнили свои корни, но в отрыве от соблюдения религиозных ритуалов. Такие как дедушка вашего друга тоже были среди советских евреев, но их было совсем мало.

Моя семья это был типичный случай - бабушки и дедушка, выходцы из Винницкой и Житомирской области, знали идиш, помнили как их родители праздновали праздники, все это было у них довольно близко, но ритуалы уже не соблюдали. Мои родители знали на идише всего нескоплько слов, может еще что-то понимали, но говорить уже не могли. И атеистами были полными, типично советскими. Я уже вообще практически идиш не знаю, кроме всяких фольклорных словечек. И материализмом индокринирован по самое немогу, таким и в Израиле остался, хотя тут вроде как приветствуется религиозность наша еврейская (правда только в ортодоксальном проявлении, ни в коем случае не в реформистском или консервативном, каковые очень распостранены среди евреев США)



Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13940
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.17 10:19. Заголовок: Ритуалы научить нетр..


Ритуалы научить нетрудно, а вот язык... Очень, очень жаль, что и у вас, и у нас так получилось, что люди забыли язык предков.

Спасибо: 0 
Профиль
Alex
постоянный участник




Пост N: 398
Зарегистрирован: 26.04.15
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.17 14:41. Заголовок: Да, жаль, конечно. ..


Да, жаль, конечно.

В Израиле идиш тоже не приветствовался в процессе становления и развития государства. Как, впрочем, и все остальные языки, кроме иврита.

В 20-30-х годах прошлого века в Тель-Авиве действовал такой Батальон защиты языка, в котором состояли ученики единственной тогда городской школы "Гимназия Герцлия".

https://en.wikipedia.org/wiki/Battalion_for_the_Defence_of_the_Language

Они следили за тем, чтобы в общественных местах не было вывесок на других языках, чтобы не показывали фильмы на иностранных языках. Тогда в Палестину стали попадать первые звуковые фильмы, и против них защитники языка били в набат. Нередко борьба несла насильственный характер - ревнители иврита разбивали витрины магазинов и ресторанов, носивших иностранные названия (их вначале предупреждали, а кто не внимал предупреждениям и предостережениям, то каменюкой по витрине), срывали митинги, на которых выступали на идише или других языках, могли закидать бомбами-вонючками зал во время представления идишского театра.

При этом, за редчайшим исключением, они получали полный карт-бланш и прикрытие от местных еврейских властей и руководства школы. Цели этого батальона в принципе отвечали стремлению тогдашнего руководства еврейского ишува внедрить в общество иврит как главный язык, а конкуренция у него была совсем не слабая со всеми теми языками, которые привозили из галута новые репатрианты. Поэтому закрывали глаза на явный хулиганизм молодежи. Причем именно этот аспект часто привлекал в батальон активистов. Пока речь шла только о раздаче листовок с призывами говорить только на иврите, и о другой разъяснительной работе
(
пример листовки:
https://images.haaretz.co.il/polopoly_fs/1.2309996.1399291460!/image/1204830411.jpg_gen/derivatives/size_748xAuto/1204830411.jpg

пример призыва против кино:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/PikiWiki_Israel_11793_Station_Compound_Tel_Aviv_-_Jaffa.JPG
), народ не слишком записывался в их ряды. Зато когда батальйонщики перешли к активным мерам, то школьники так и повалили в него, привлеченные возможностью похулиганить, причем без опасных последствий. Потом немало известных людей вышло из рядов батальона, в эти годы же закладывались основы будущей элиты израильского государства, и многие из них с ностальгией вспоминали про деньки бурные, когда они делали "диверсионные" акты против несознательных приверженцев идиша или немецкого языка. По большому счету, в итоге их деятельность, как и другие усилия в этом направлении, привели в тому, что ивриту удалось закрепиться в качестве главного языка ишува, а это была задача не из тривиальных, даже при всем желании тогдашних идеологов восстановления древнего языка.

Еще ревнители языка приставали ко всяким известным деятелям ишува, которые употребляли другие, кроме иврита, языки. Самый известный в этом аспекте случай произошел в 1927 году, когда в еврейский мировой суд ТельАвива была подана жалоба на национального поэта, можно сказать, Пушкина еврейского ишува в Эрец-Исраэль - Хаима Нахмана Бялика.

Бялик со своим другом спешили посетить их общего приятеля, который лежал на смертном одре. Они шли по тель-авивской улице, и говорили между собой на идише. Вдруг к ним обратился молодой парень, и сказал: почему вы не говорите на иврите? Вы должны говорить на иврите!
Бялик ему ответил: это не твое дело! тебя никто не спрашивал! Иди своей дорогой! Иди к черту! Какая наглость!

Парень этот, который тоже был из батальйонных или им сочувствующих, подал на Бялика жалобу за грубость. Суд принял жалобу, хотя речь шла о вмешательстве жалобщика в частную беседу граждан. Серьезно тогда относились к защите иврита.

Поэт тоже не стал пренебрегать разбирательством, прислал в суд длинное письмо, где объяснял свое видение инцидента, и фактически оправдывался за использование в частной беседе опального языка идиша. Ну там Бялик в письме еще поприкалывался над этим парнем, заявив по поводу посылания к чёрту (ле-Азазель) примерно следующее: конечно, если буднично понимать это слова (азазель), то я немного переборщил. Но если взять точное и настоящее значение этого слова, то ведь это название горы в Иудейской пустыне, располагающейся в пару часов езды от Иерусалима. И это вполне приличное место для прогулки этого человека (жалобщика)....

Действительно, недалеко от Иерусалима есть такая небольшая гора, которую называют гора Мунтар или гора Азазель. Она более всего известна тем, что во времена еврейского Храма с нее в Судный День скидывали козла отпущения. Этого козла на иврите называют Сеир Ле-Азазель. А в русской религиозной традиции его называют просто Азазель. Из этой традиции, где Азазель в основном обозначает павшего ангела, слово получило широкое распостранение, и попало, в том числе, и в первый роман фандоринской серии.

И, конечно, главным образом по идишу ударила Катастрофа европейского еврейства, которая физически уничтожила основную массу его носителей, а выжившие в ней рассеялись по другим странам, где впитывали их языки. По большому счету, в виде разговорного языка, идиш сейчас сохраняется, если не считать стареньких еврейских пенсионеров, только в ультраортодоксальных общинах, где на нем люди реально общаются!! Причем дети растут с ним на устах, и для них это язык повседевного общения!!

В отличном израильском сериале Штисель, где показана жизнь ультраортодоксальной иерусалимской общины, немало действия происходит на идише. Актеры специально учились говорить на нем, причем с особенным таким ашкеназийским выговором, и это звучит очень клево!! Сам сериал тоже всячески советую.

И немного из серии "Этот маленький маленький мир":

Был в свое время такой Ионатан Ратош, известный поэт, активист восстановления иврита и агитатор возвращения к хананейским корням. Он основал маленькую, но внесшую немалый вклад в развитие израильской культуры и общественной мысли, группу под названием "Хананейцы". Он изобретал слова, писал трактаты, призывал к откидыванию галутного горба и проведению прямой связи между возрождающимся еврейским ишувом и танахийскими героями.

https://en.wikipedia.org/wiki/Yonatan_Ratosh


У него есть родной брат, которого зовут Узи Орнан, и которому скоро исполнится 94 года, и который тоже в свое время состоял в рядах "хананнейцев":

https://en.wikipedia.org/wiki/Uzzi_Ornan

Он и сам по себе довольно известный деятель, профессор Техниона, который в свое время был пионером темы компьютерной лингвистики. Он был членом Академии иврита, которая утверждает новые слова, и всегда активно боролся за отделение религии от государства, продвигая и через Верховный Суд Справедливости и через Кнессет разные вопросы, призванные ослабить религиозный диктат. Он основал пару организаций, которые борятся против этого диктата, и вообще является известным человеком на этом поприще. Например, и это смыкается, с темой вчерашнего нашего тут обсуждения, Орнан заявлял, что считает себя израильтянином, а не иудеем. Т.е, он не хочет называться "иехуди", ведь это обозначает принадлежность к религии, "яхадуту", иудаизму, а он идейный атеист, и поэтому он годами боролся за право записать в удостоверении личности обозначения национальной принадлежности, которая в удостоверении личности означает и религиозную принадлежность, как "израильтянин", а не как "иехуди".

В свое время Орнан был женат, потом развелся (не через раббанут, а гражданским образом, специально поехав для этого в Доминиканскую Республику - думаю, что это было возможно по причине того, что брак был заключен еще тогда, когда раббанут тут не успел взять власть в свою руки в этой теме), и после этого зажил в неофициальном гражданском браке с ученым-лингвисткой Михаль Эфрат, которая по возрасту младше его лета на тридцать с чем-то.

Эта модель есть то, что на английском называют Common-law marriage. В Израиле ее государство тоже признает, в принципе, но до известных пределов. Семейную ипотеку таким парам не дадут, например.

В конце 80-х годов прошло века Эфрат обратилась в МВД с просьбой записаться там как "Орнан-Эфрат". До этого она родила сына, и его записали с такой двойной фамилией. МВД отказало Михаль в записи двойной фамилии, когда у нее родилась дочь ее тоже отказали записать под двойной фамилией, а заодно отменили такую запись для ее сына. И все потому, что Орнан и Эфрат не жили в официальном браке.

Орнан и Эфрат обратились в суд, это дошло до Суда Справедливости (БАГАЦа), и тот дал указание МВД отменить запрет на запись двойной фамилии. Так что теперь пары, которые живут в сommon-law marriage могут, при желании, записаться под двойной фамилией, и так записывать своих детей.

Когда моя жена училась в Технионе на факультете компьютерных наук лет 17-19 назад, Орнан там еще преподавал, несмотря на уже тогда весьма почтенный возраст. Он, конечно, был живой легендой факультета, гуру компьютерной лингвистики, известный деятель и т.д. Он и сейчас продолжает писать статьи, сейчас вышли две книги его авторства - одна сборник статей, которые он писал для одной израильской арабской газеты, а другая - переиздание его книги о лингвистике, написанной еще в 50-х годах. Не знаю или преподает, но недавно вроде еще занимался и этом

Жена его является профессором лингвистики и недавно выпустила книгу, плод тридцатилетней работы, где исследовала все когда-либо придуманные братом ее мужа слова, а таковых было очень много, целых 4 тысячи(!!!), и часть из них стали неотъемлемой частью разговорного иврита.

Так вот, классная руководительница нашего сына (он учится в третьем классе), является родной сестрой Михаль Эфрат, гражданской жены Узи Орнана, последнего из "хананейцев". Их мама в свое время родила тройню -трех девочек.

Такой вот крошечный израильский мир, с большим количеством пересечений по всем плоскостям.

Спасибо: 0 
Профиль
Гостья
постоянный участник




Пост N: 13948
Зарегистрирован: 17.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.17 14:57. Заголовок: И снова большое спас..


И снова большое спасибо, Алекс! Из Ваших постов узнаю много нового

Интересно, используется ли теперь идиш где-нибудь за пределами Израиля, например в Германии? Или он и там забыт?
Пару лет назад несколько человек из наших поехали с официальным визитом к еврейским общинам в Турции. Там их сразу "разоблачили": "Если вы евреи, почему не говорите на ладино?"

Спасибо: 0 
Профиль
Alex
постоянный участник




Пост N: 399
Зарегистрирован: 26.04.15
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.17 15:34. Заголовок: Спасибо, Ани!! :sm2..


Спасибо, Ани!!

Вдогонку:

Ратош со своей мамой и братом (не Узи Орнаном, естественно) репатриировались в Эрец-Исраэль на борту знаменитого парохода Руслан, который в 1919 году, в самый разгар гражданской войны, приплыл в Яффо из Одессы. Там была целая история, каким таким чудесным образом вообще мог состояться этот рейс. Советую почитать в Вики.

На борту Руслана было много уже известных, и таких которые прославятся в будущем, еврейских деятелей, в том числе профессор Иосиф Клаузнер, дядя Амоса Оза, подробно описанный в его автобиографическом романе "Истроия о любви и тьме", Роза Коэн, мама Ицхака Рабина, врачи художники, меценаты. На корабле в Палестину вернулась поэтесса Рахель Блувштейн, более известная как просто Рахель.

Многие из пассажиров Руслана повлияли самым коренным образом на становление государства Израиль, и поэтому его называют Мейфлауэром сионизма.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C)

Ультраортодоксы используют идиш по всему миру, не только в Израиле. Не знаю, сколько их живет в Израиле, но в принципе если есть общины, то возможно они продолжают говорить на идише тоже. На Бруклине, насколько я знаю, идиш широко распостранен. Если кто захочет в такую общину внедриться, будет себя выдавать за супер ультраортодокса, а в идише он не бум-бум, сразу решат, что казачок то засланный.

Но остальные евреи, кроме стариков, уже просто не пользуют этот язык. В Израиле есть попытки его изучать, и на академическом уровне интерес к нему всегда будет сохраняться, как к неотъемлемой части еврейской жизни в галуте, и есть певцы, поющие на нем, и небольшие театры играют спектакли, но стать живым языком за пределами границ хасидких дворов он вряд ли уже когда-то станет.

Вот, например, Хава Альберштейн, горячо мною любимая певица, одна из лучших израильских певиц вообще, поет две песни на идише. Альберштейн обычно поет на иврите, но она всеми силами старается сохранить идишкую музыкальную традицию, многое поет на идише и выпускает целые диски песен на нем.

Вначале клипа она немного объясняет на иврите, а потом поет на идише две песни:



Еще ее исполнение песни известного идишского поэта Ицика Мангера "Золотой павлин":



А вот певец Дуду Фишер и актер Саси Кешет исполняют попурри из идишских песен:



Понятно, что турецкие евреи считают, что и болгарские должны говорить, как они, на ладино, а если не говорят - то может и не евреи вовсе. Их, наверное, всякое тонкости вроде коммунизации и отказа от еврейского образа жизни болгарских евреев, мало волнуют. У них же так не было.

Спасибо: 0 
Профиль
Daisy
Лучший друг всех ботаников




Пост N: 6282
Зарегистрирован: 18.05.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.17 05:04. Заголовок: Спасибо, Алекс! Как-..


Спасибо, Алекс! Как-то мне даже не приходило в голову, что ультраортодоксы говорят на идише, хотя это, по-моему, вполне логично.

Я лет 8 назад в Питере была на концерте клезмеров. Привела меня туда моя подруга, кстати, русская по национальности. И там, как раз, шла речь о сохранении языка идиш, как части еврейской культуры. Там выступали люди с Украины, Белоруссии, России и даже из Америки и Канады. Я как-то раньше об этом не думала, а тогда поняла, что язык вымирает.
В "Как это было" Шалева я с удовольствием увидела словечки, которые слышала от своей бабушки и своей свекрови.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 43
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет